Обучающая программа для психологов и психотерапевтов

Интенсивный курс

Телесные симптомы и психосоматические расстройства у детей в клинической практике. Принципы и методы психотерапии.

 

Учебная программа ориентирована на подготовку психолога к практической психотерапевтической работе с детьми, страдающими от психосоматических состояний и симптомов, необходима для тех,  кто  занимается психотерапевтической практикой с детьми  или планирует заниматься ею.

Психосоматические расстройства часто встречающаяся проблема в реальной работе терапевта и детского психолога, в частной практике, клинике, образовательных центрах. Работа с психосоматикой характеризуется определенной направленностью, данный спецкурс предоставляет участникам возможность узнать эту специфику.

Особенность программы состоит в соединении традиций психоаналитического и юнгианского рассмотрения психосоматических явлений, механизмов и факторов их возникновения.

В программе представлено рассмотрение телесной феноменологии клиентов с позиции различных теорий развития, с позиции жизненной истории, в связи с динамикой бессознательного, содержанием бессознательного и структурой личности. Показывает ход и этапы аналитической работы с ребенком и родителями по трансформации психосоматических состояний и реакций.

Программа адресована  аналитическим психологам и психотерапевтам, специалистам, работающим с соматическими и психосоматическими заболеваниями, специалистам, работающим в области медико-социального сопровождения.

Программа курса:

  1. Теоретические подходы к пониманию механизмов, статуса и смысла психосоматических реакций. Виды психосоматических реакций и нарушений (Энджел К., Аммон Г., Бройтигам Д.)

Первичные и вторичные симптомы. Конверсионные расстройства. Болезни психосоматической специфичности Ф. Александера. Теоретические модели в психосоматике  (Фрейд З., М. Шур, Митчерлих).

Юнгианский подход к психосоматике. Соматическое бессознательное (К.Г. Юнг, Н. Шварц-Салант, М. Вудман)

Алекситимия (операторное мышление) как особая психосоматическая структура. Нарушение способности  к образованию символов (Г. Кристал, Дж. МакДугалл, Мартин П., де М»Юзан М.)

 

  1. Психосоматическое развитие.

Развитие телесного Я и физической самости в контексте теорий детского развития (Нойманн Э., Фордхам М., Малер М., Штерн Д.). Факторы, влияющие на психосоматическое развитие ребенка- роль семьи (особенности, феномен семейной трансляции симптома) (Бик Э., Пайнз Д., Анзье Д.).

Бессознательный образ тела (Ф. Дольто). Телесные метафоры и символы.

 

  1. Аналитическая психотерапия при психосоматических расстройствах.

Символическое значение телесных симптомов. ( Фрейд З., Александер Ф., Арина Г., Тхостов А.Ш.) Телеологическая (целевая)  функция соматических «поломок». (Лоуэн А., Юнг К.Г., Шварц-Салант Н., Вудман М., Фон Франц М-Л.).

Подходы к психотерапевтической работе с психосоматикой (Дж. МакДугалл, Ф. Александер, Р. Шпиц, Марти П., Фен М., Фрейд А., Старшенбаум Г.В.,).

Использование игровой  и песочной терапии, образов и других невербальных техник (символдрама, песочница) (Винникот Д., Аммон Р., Бредевей К., Бик Э.).

Специфика переноса/ контрпереноса, терапевтических отношений.

Семинары проводятся в интерактивном режиме учебного тренинга, включают новую информацию, получение личного опыта, а также совершенствование профессиональных навыков и умений в области психологической работы с психосоматикой.

В занятиях представлены теория, случаи из практики (работа с астмой, нейродермитами, тиками и синдромом Туретта, соматизацией, болевыми синдромами и др.) и личностная работа студентов. В игровом взаимодействии   в парах, подгруппах и в группе попеременно в ролях клиента-ребенка, психолога, родителя или супервизора участники получают опыт самопознания, опыт прочувствования каждого субъекта в психотерапевтическом взаимодействии. И с помощью такого ролевого игрового взаимодействия анализируются бессознательные отклики и паттерны поведения на аналитической сессии, типичные ошибки терапевта и «подводные камни» во взаимодействии.

Ход и содержание учебной программы ориентированы на развитие аналитической техники, позволяют обрести аналитическое мастерство, умение использовать теоретические знания «здесь и сейчас» в терапии с каждым конкретным клиентом.

Тренинг развивает навыки диагностики детей с психосоматическими расстройствами и их родителей, обучает технике интерпретации чувств и конфликтов, позволяет освоить стратегии терапии данной категории детей.

 

Программа курса  составляет 32 часа. Курс сертифицирован МААП.

Начало занятий по мере комплектования группы.