Юнгианский анализ

Московская ассоциация аналитической психологии в Подольске

Региональная программа курса  «Аналитическая психология и психотерапия»

Региональная программа разработана для всех, кого интересует юнгианская психология и психотерапия, и кто не имеет возможности обучаться в Москве. По своему содержанию она является сокращенным аналогом московской программы подготовки аналитических психологов МААП,  структурирована с учетом специфики регионального преподавания. По окончании курса слушатели получают сертификаты МААП (Московской ассоциации аналитической психологии).

Задачи программы:

  • Формирование основного представления о теории и практике аналитической психологии и психотерапии.
  • Освоение юнгианского подхода к пониманию бессознательного и контакта с ним.
  • Исследование собственной психической реальности в категориях юнгианской психологии и интеграция личного опыта.
  • Освоение основных аналитических методов работы с бессознательным.
  • Поддержка собственной психотерапевтической практики участников группы.

Длительность программы составляет три года. Объем выездного семинара (цикла) составляет 20 часов (2 учебных дня), таким образом, общий объем программы 280 учебных часов. В соответствии с региональными целями и задачами обучения содержание предлагаемой программы и ее длительность может быть изменена.

Первый год обучения

Аналитическая психология: основные понятия

 

1 Семинар: Образы души в Юнгианской психологии (Юнг и современная аналитическая психология)

Ведущий семинара: Валерий Миллер

 

Карл Густав Юнг: реконструкция личного мифа и основные работы.

Детство, семейные мифы и первые встречи с бессознательным.

Начало психиатрической практики и ассоциативный эксперимент. Понятие коллективного бессознательного. Специфика юнговского подхода к бессознательному: реальность психического, комплиментарность бессознательного, принцип синхронии.

История отношений с З. Фрейдом, личностный кризис. Открытие методов встречи и диалога с бессознательным. Понятие индивидуации и работа «Психологические типы».

Опыт переживания кризиса.

Современные школы аналитической психологии. IAAP и система подготовки аналитиков.

 

2 Семинар: Анатомия психического (1 часть)

Ведущий семинара: Ольга Кондратова

Строение психики: сознание, личное и коллективное бессознательное. Основные структуры бессознательного: комплекс и архетип.

Понимание комплекса в аналитической психологии. Психоаналитическая модель симптомообразования. Определение и структура комплекса. Механизм формирования комплекса.

Эго: определение и функции. Механизм формирования. Зрелые и незрелые способы функционирования Эго.

Персона: понятие и функции. Образы архетипа. Взаимосвязь Персоны и индивидуации.

 

3 Семинар:  Анатомия психического (2 часть)

Ведущий семинара: Константин Слепак

 

Теория архетипов. Понятие и свойства архетипов. Архетип и архетипический образ. Проявления архетипа в сновидениях.

Базовые архетипы структуры личности.

Тень: понятие. Содержательное наполнение архетипа. Эволюция образов Тени в сновидениях. Проявление Тени в проекциях и отношениях. Индивидуальная и коллективная Тень. Психотерапевтические способы работы с Тенью.

Анима и Анимус. Определение и функции. Архетипические образы. Этапы развития Анимуса и Анимы. Охваченность архетипом.

 

4 Семинар: Путеводитель по трансформациям (методы аналитической психологии)

Ведущий семинара: Константин Слепак

Самость: определения. Образы Самости. Биполярность Самости и ее проявления. Первичная и вторичная Самость. Самость в первой и второй половинах жизни. Понятие нуминозного. Трансцендентная функция. Инфляция — дефляция Эго.

Индивидуация: определения. Ось Эго-Самость. Образы индивидуации. Кризис и его функции в индивидуации. Преобразования идентичности. Образы трансформации. Формирование личного мифа. Принцип синхроничности. Специфика психотерапии в первой и второй половине жизни.

Второй год обучения.

Развитие: от патологии к индивидуации.

 

5 семинар: Психоаналитические теории развития(1 часть)

Ведущая семинара: Ольга Кондратова

 

Психоаналитический подход к развитию: Фрейд и его последователи. Основные идеи теории объектных отношений и селф-психологии. Механизмы защиты. Стадии психического развития.

Оральная стадия в описании З. Фрейда. Оральный характер и его защиты. Развитие объектных отношений по М. Малер и М. Кляйн. Теория привязанности Дж. Боулби. Контейнирование и другие понятия У. Бийона .

Анальная стадия в описании З. Фрейда. Анальные характеры (специфические защиты). Роль агрессии в развитии. Творчество как разрешение анального конфликта. Тема сепарации в теориях М. Кляйн, М. Малер. Сепарационная травма в работах Дж. Боулби. Переходный объект и другие понятия Д. Винникотта.

6 семинар: Психоаналитические теории развития (2 часть)

Ведущий семинара: Валерий Миллер

 

Фаллическая стадия развития. Нарциссизм и Эдипальность. Миф о Нарциссе. Представления З.Фрейда о нарциссизме. Первичный и вторичный нарциссизм. Нарциссический характер. Эдипов комплекс и истерический характер.

Латентная и генитальная стадии психического развития.

 

7 семинар: Уровни и стадии психического развития, клиника

Ведущий семинара: Валерий Миллер

 

Психоаналитическое представление об уровнях психической организации. З.Фрейд о связи стадий психического развития и определенных типах невроза. Классификация характеров С.Джонсона. О.Кернберг об уровнях нарушенности психики и классификация Н.Мак-Вильямс. Диагностические критерии психических структур по О.Кернбергу и Бержере. Структура диагностического интервью.

Патологии развития на оральной стадии и психотическая структура личностной организации. Зависимости и шизоидные расстройства. Задачи терапии.

Нарушения сепарации и пограничная структура личностной организации. Особенности аналитического процесса и задачи терапии. Симбиотическая проблематика. Созависимости. Садо-мазохистические расстройства.

Невротическая организация психики. Нарциссические расстройства: структура объектных отношений и патологическая структура Я (Дж.Мастерсон, С.Джонсон, О.Кернберг). Две линии отношения к нарциссическим расстройствам: сопоставление идей О.Кернберга и Х.Кохута, «мужской» и «женский» подход. Комплекс мертвой матери (А.Грин). Специфика аналитического процесса и терапевтических задач.

Эдипов комплекс и проблемы половой идентичности.

 

8 и 9 семинар: Индивидуация (2 семинара)

Ведущая семинара: Ольга Кондратова

 

Специфика юнгианского взгляда на развитие (работы К.Юнга, М.Фордхама, Э.Ноймана).

Юнгианский подход к психопатологии.

Э.Нойманн: уроборическая стадия развития. Симбиотичность как основание для переживания целостности. Юнгианский взгляд на психозы и дезинтеграцию. Теория травмы Д.Калшеда.

Рождение Эго как важнейший этап индивидуации (Нойман, Кемпбелл). Разные составляющие сепарационного процесса. Интеграция Эго. Разные формы культурных инициаций.

Юнгианский взгляд на нарциссизм. Понятия фалличности и инфляции (Эдингер, Уайли). Терапевтические подходы К.Аспер, Н.Шварц-Саланта, Д.Уайли, М.Вудман. Специфика терапии, особенность работы с переносами. Архетип Пуэра. Нарциссизм психоанализа (Д.Хиллман).

Темы мужественности и женственности в работах юнгианских авторов (фонФранц, Эстес, Болен, Вудман, Янг-Айзендрат, Моник, Джексон, Холлис). Стадии развития Анимуса и Анимы.

Боги и симптомы (Дж.Хиллман). Юнгианский анализ мазохизма, депрессии и пр.

Третий год

Практика аналитической терапии.

 

10 и 11 семинары: Сновидения и активное воображение.

Психоаналитический подход к работе со сновидениями: открытие и исследование «королевской дороги к бессознательному». Сновидения как зашифрованные влечения бессознательного. Механизмы формирования сновидения и механизмы обнаружения скрытого содержания сновидения. Работа свободных ассоциаций (на примере анализа одного из снов Фрейда). Правила интерпретации сновидений. Работы постфрейдистов.

Юнгианский подход к работе со снами: основные отличия. Объективный и субъективный уровень интерпретации сновидения. Амплификация и множественность смыслов сновидения. Комплементарная функция и телеологический подход к анализу сновидений. Анализ структуры и динамики сновидения, акцент на сериальных снах и повторяющихся образах. Специфика работы со сновидениями в различных школах аналитической психологии. Ритуализация сновидения.

Терапевтическое использование сновидений. Основные функции и способы интерпретаций сновидений в аналитической практике. Специфика анализа снов на разных этапах терапии и с разного типа клиентами. Переносная и контрпереносная интерпретация сновидения. Сны о терапевтах и сны терапевтов.

Активное воображение. Правила работы и интерпретации образов активного воображения. Подходы Р. Джонса, Р. Боснака, Х. Дикманна. Терапевтическое использование. Постюнгианские подходы к имагинитивным практикам. Сендплей, рисование и арт-терапевтическое исследование образов активного воображения.

 

12 и 13 семинары: Терапевтические отношения и процесс терапии.

Уровни терапевтических отношений: общая модель.

Терапевтический альянс. Сеттинг: его составляющие, значение для терапии. Основные правила, описывающие терапевтическое использование времени, места, денег. Символическое значение соблюдения и нарушения правил. Сеттинг как метод психотерапии. Юнгианские метафоры сеттинга — алхимический сосуд, теменос.

Первый контакт с клиентом: звонок, встреча.

Дистанционные методы работы, возможности использовании: телефон, письма, скайп.

Перенос: психоаналитическое видение. Виды переноса. Его диагностическое и терапевтическое использование. Перенос и выбор терапевта. Психоаналитические правила работы с переносом. Юнгианский подход к переносу: архетипический перенос. Отражение переноса в способах обращения с сеттингом и сновидениях.

Контрперенос: психоаналитический подход, последовательное изменение отношения к контрпереносу. Психоаналитические метафоры контрпереноса: от «слепого пятна» к «телефонной мембране». Виды контрпереноса: собственный перенос терапевта, соответствующий и дополнительный (по П.Ракеру). Вклад Юнга в эволюцию взглядов на контрперенос. Требование учебного анализа.

Специфика юнгианского подхода к терапевтическим отношениям. Архетип раненного целителя. Работа К. Юнга «Психология переноса». Теория поля Н.Шварц-Саланта. Работа М.Якоби «Встреча с аналитиком», В.Штейнберга «Круг внимания».

Анализ динамики терапевтического процесса (на примере анализа случая).

 

14 семинар: Теория психологических типов К. Юнга. Использование типологии в практике.

Базовые установки и функции сознания. Доминирующая, вспомогательные и подчиненная функции. Методы диагностики и определения типов. Использование типологии в практике. Интеграция психологических функций и установок — движение к целостности.

 

Итоговой работой, подтверждающей успешность освоения программы, является автобиографическое эссе и анализ клинического случая.

 

Набор в новую группу – сентябрь 2017