Внимание, внимание!
На первой встрече с психологом от родителей часто можно услышать, что ребёнок легко отвлекается, рассеянный, «витает в облаках», не может долго сосредоточиться на каком-либо виде деятельности. А если ребёнок уже школьник, то могут возникнуть такие трудности, как опоздания, грязь в тетрадях, частое переспрашивание, забывание дома учебных принадлежностей.
Все понимают, что не хватает внимания, но где же его взять? Как помочь ребёнку? Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, память, воображение и действие.
Важно знать, что внимание бывает:
- Непроизвольное
- Произвольное
- Постпроизвольное
Непроизвольное, первичное, с ним ребёнок рождается.
В основе лежит ориентировочный рефлекс. Мы все непроизвольно реагируем на неожиданные звуки, запахи, световые явления. Также такое внимание проявляется, когда ребенок сталкивается с тем, что ему интересно (например, при занятии любимым делом).
Произвольное внимание – вторичное, социально опосредованное.
Именно с ним связанны основные проблемы, так как оно требует волевых усилий. Формируется в процессе воспитания и обучения, когда становится необходимым сосредоточиться не только на том, что приятно и интересно.
Постпроизвольное внимание возникает, когда внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, когда возникает интерес к деятельности. На диагностике специалисты особо обращают внимание на свойства внимания – концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем, так как это помогает понять, как помочь ребёнку в наработке произвольного внимания.
Для развития внимания придуманы разнообразные упражнения и игры, но основное условие, которое необходимо соблюдать родителям, — занятия с ребёнком должны носить систематический характер.