То, кем и какими мы хотим быть, определяется нашей ориентацией, тем, кого мы выбираем в качестве образца для подражания. На протяжении тысячелетий молодое поколение получало образование, а взрослое набиралось мудрости. Взрослые играли ключевую роль в передаче культуры, беря то, что они получали от своих родителей, и передавая это своим детям. Культура, с которой знакомятся наши дети, — это чаще всего культура их ровесников. Дети создают свою собственную культуру. Феномен детской культуры, впервые появившийся после Второй Мировой войны, стал одним из самых ярких и зловещих социальных явлений двадцатого века. Существует связь между распространением асоциальных форм поведения и прекращением передачи культуры общества по вертикали. Карл Юнг полагал, что сильнейшее влияние на ребенка оказывают не сами детско-родительские отношения, а то, что в этих отношениях отсутствует. Винникот так описывает данную ситуацию: «Что-то очень важное должно происходить, но ничего не происходит».
?В отношениях с ровесниками абсолютно отсутствует безусловная любовь и принятие, стремление заботиться о другом человеке, способность к самопожертвованию, желание сделать все ради роста и развития другого человека. Многие исследователи развития личности предполагают, что основным провоцирующим фактором суицида является родительское неприятие. Но теперь ситуация изменилась, и это уже не так: решающим фактором чаще всего становятся отношения с ровесниками, а не с родителями.
?Детские суициды спровоцированы неприятием и издевательствами со стороны ровесников. Чем больше значат ровесники, тем больше детей приходит в отчаяние из-за равнодушного отношения сверстников, из-за невозможности соответствовать группе, из-за неприятия со стороны ровесников или исключения из группы.
❓Может ли семья и приятие родителями быть противоядием, как вы считаете?