Практико-ориентированный курс
Цель курса:
знакомство с теорией и практикой песочной терапии и получение практических навыков применения метода в консультировании, терапии, коррекции.
Задачи курса:
- знакомство с методом юнгианской песочной терапии,
- получение опыта творческой работы с песком,
- формирование представлений о возможностях использования метода,
- освоение способов аналитического понимания песочных композиций (на личном материале и клинических примерах)
Курс дает возможность практического освоения техники песочной терапии, создания и прочтения песочных картин, знакомство с аналитическим подходом к символическому материалу клиента (работа с воображением, создание индивидуальных и групповых песочных композиций, сновидения, сказки).
Полученные знания могут использоваться в различной психологической работе—консультировании, коррекции, терапии и сопровождении—в рамках образовательных, медицинских, социальных учреждений и частной практики.
Тема 1
История создания и развитие техники. Мифологические корни и культурные традиции. Устройство кабинета. Материал для песочной терапии. Как организовать работу: правила, рамки, сеттинг. Этапы работы на сессии. Создание мира/картины.
Использование голубой части лотка. Значение воды. Контакт с песком. Степени и формы использования сухого и мокрого песка. Особенности работы с детьми и взрослыми в сенд-плей.
Тема 2
Интерпретация песочной картины. Темы, сюжет. Анализ сенд-плей и беседа с ребенком. Песочница в психологическом консультировании и на первичном приеме.
Возрастные особенности в работе с песочницей. Особенности работы с разными детьми в песочной терапии (агрессивный, замкнутый, гиперактивный, тревожный).
Тема 3
Метод активного воображения. Игра с песком, динамика сессии с ребенком и взрослым.Творческое самовыражение. Проработка внешних и внутренних конфликтов в песочнице. Разные типы запросов для работы в песочнице. Диагностика уровня развития личности и эмоциональной зрелости. Работа с парами: семейные пары, родитель-ребенок, сиблинги.
Тема 4
Создание безопасного пространства в работе. Роль и позиция терапевта/ психолога. Процесс принятия опыта построения песочной картины клиентом. Архетипические мотивы в композиции: сказки, мифы. Создание песочницы на образы сновидения. Конфликтные и ресурсные символы картины. Работа с семейными конфликтами и запросом на поиск партнера.
Тема 5
Проекция, экстериоризация фантазий, созидание символов. Знаковое и символическое в игре и картине. Развитие символической позиции и переходного пространства. Энергия символического пространства песочницы. Проработка конфликтов, выражение эмоций.
Работа с кризисными состояниями и травмой.
Тема 6
Этапы терапевтического процесса-стадии песочной терапии. Сопротивление и защитные процессы при построении песочницы. Анализ серии песочных картин. Использование пространства песочницы. Мотивы завершения.
Работа с психосоматическими нарушениями и состояниями.
Ведущие курса:
Прилуцкая Мария Игоревна — клинический психолог (МГУ им. М.В. Ломоносова), аналитический психолог (московская ассоциация аналитической психологии) , детский и подростковый психотерапевт, кандидат РОАП/IAAP. Разработчик и тренер обучающих программ по детской психотерапии (г. Москва).
Первушина Татьяна Николаевна — юнгианский аналитик (член IAAP), доцент международного общества кататимного переживания образов (символдрама), семейный психотерапевт. Разработчик и тренер обучающих программ по детской психотерапии (г. Москва).
Курс сертифицирован от МААП,
объем курса 4 дня семинаров и практической работы с построением собственных песочных композиций и анализом фотографий сенд-плей. (48 ак.ч.)